Ростов-на-Дону, 1 сентября 2017. DON24.RU. Уже шесть лет в Ростовской области реализуется программа «Доступная среда». И если в начале шла речь о количество образовательных учреждений, адаптированных для посещения детьми с ограниченными возможностями здоровья, то сейчас на первый план выходит количество детей, которым становится доступным качественное и безбарьерное образование. Неклиновский район в этом смысле один из передовых в регионе.
Школа здоровья
Средняя школа № 2 в селе Покровском Неклиновского района известна тем, что технологии по здоровьесбережению учеников здесь применяются давно. Стала эта школа доступной для всех учеников (всех без исключения!) одной из первых в области.
По словам директора школы Александра Холодова еще в 2012 году этой школе были выделены средства в сумме 2, 1 млн рублей для того, чтобы приспособить ее здание для посещения всех детей. Это были средства федерального, областного и районного бюджетов.
За счет этих средств в школе появился пандус с поручнями, были расширены дверные проемы для того, чтобы в здание могли попадать инвалиды-колясочники. Переоборудованы санитарные комнаты: в них также расширили дверные проемы (само здание школы строилось в те годы, когда о доступной среде никто и не слышал).
Кроме этих архитектурных решений в школе появились две сенсорные комнаты, на обустройство которой пошло около 320 тыс. рублей. В декабре 2012 года приобретено оборудование для системы видеоконференцсвязи, которое позволило школе решить ряд задач, связанных с обучением детей с ограниченными возможностями здоровья
Школьное здание ввели в строй в 2002 году, потому оно не оборудовано лифтом, который смог бы доставить маломобильных учеников на его второй этаж. Система видеоконференцсвязи связывает оба этажа виртуально: ребенок-инвалид вместе со своим тьютором или родителем, может из одной из сенсорных комнат, где установлен монитор, принять участие (а есть и обратная связь) во всех уроках, которые проводятся в кабинетах второго этажа.
СПРАВКА
В 2017 год на реализацию программы «Доступная среда» были выделены 3, 5 млн рублей (госпрограмма Ростовской области) и более 500 тыс. рублей из муниципального бюджета, не считая того, что вложили в свои объекты частные инвесторы.
В Покровской средней школе № 2 – два коррекционных класса, в которых учатся ребята с задержкой психического развития и дети-инвалиды. Кроме этого, в школе есть то самое инклюзивное образование, в ходе которого дети с особенностями развития учатся вместе с остальными ребятами в общеобразовательных классах. Кроме этого, в школе есть ученики, которые проходят обучение на дому: часть предметов они проходят в индивидуальном порядке, часть – в школе, куда привозят их родители. Эти ребята (как и ученики классов компенсирующего обучения) посещают все культурные и физкультурные мероприятия, проводимые в школе, что помогает им стать членами школьного сообщества (всего в школе – 458 учеников) во всех его проявлениях.
В штате школы – педагоги-дефектологи, логопеды, владеющие сурдопереводом, так что слабослышащие ученики не останутся в школе без поддержки. Раз в три года учителя проходят курсы повышения квалификации, таким образом школа готова реализовывать все виды образовательных программ, заверил «Молот» Александр Холодов.
Справка
7 747 622, 97 руб. выделены на создание доступной среды в школах Неклиновского района с 2014 по 2016 год.
В школьные сенсорные комнаты может прийти и отдохнуть любой ученик, но прежде всего, это необходимо детям с ограниченными возможностями: они устают быстрей. А для того, чтобы снять напряжение, здесь много возможностей. Это и сухой бассейн, и диваны-подушки, и обширные мягкие кресла. Рисование песком на специальном столике также способствует отдыху возбужденных учеников.
Марина Стрельникова рассказала «Молоту» о том, что ее сын Юрий (ему 13 лет) пришел в коррекционный класс этой школы два года назад. Мальчик быстро устает, не может сосредоточиться, потому для него сенсорная комната очень полезна во время занятий: он отдыхает и может перестроиться на другой урок. Подросток стал лучше заниматься, особенно у него «пошла» математика. Он стал намного спокойней, констатирует мама. И коллективом учителей Марина Николаевна довольна, особенно психологами и классным руководителем, который все время «на телефоне».
По словам педагога-психолога Анастасии Бублец, особенно полезна сенсорная комната накануне экзаменов, так как она снимает стресс у учеников. Младшим школьникам очень помогают релаксационные упражнения, например, такие: на стене в комнате на черном фоне светится звездное небо. Ребенок выбирает себе звезду и мысленно летит на нее, отвлекаясь таки образом от школьного напряжения на уроках. Наблюдая за колонной с поднимающимися пузырьками и рыбками, у гиперактивных учеников также снимается напряжение.
На сайте школы № 2 села Покровского Неклиновского района есть версия для слабовидящих. Ежегодный праздник «День здоровья» здесь, прошедший в мае 2017 года был посвящен 80-летию образования Ростовской области. Школьным командам предстояло пройти 11 станций, на которых их ждали не только спортивные, но и интеллектуальные задания. Последней для всех оказалась необычной и называлась "Дары Донского края", на которой ребята сначала должны были презентовать, а затем пробовали самостоятельно приготовленные блюда. Для 9-11 классов День Здоровья завершился "Диалогом на равных" с директором школы и врачом– наркологом, а так же песнями под гитару. Вне конкурса проходил дружеский матч по футболу среди команды мальчиков и команды пап.
По словам главы администрации Неклиновского района Василия Даниленко, в ближайшие три года на всех социально значимых объектах района благодаря поддержке правительства Ростовской области и федеральной поддержке, а также пониманию частных инвесторов появятся комфортные условия для посещения их людьми с ограниченными возможностями.
«Золотой ключик» действительно золотой
Этот детский сад выстроен на самой окраине села Покровского Неклиновского района: он появился в поселке которому и название-то дали – Новый. Именно эта особенность сначала настораживала (будут ли привозить детей со всех концов села сюда?), но тревога оказалась напрасной: все 120 мест в садике заполнились быстро – кто же из родителей не захочет, чтобы его ребенок рос в таких замечательных условиях. Да и автобусный маршрут был проложен на этот конец села с остановкой аккурат напротив «Золотого ключика».
Новое здание выстроено в рамках губернаторской программы «100 детских садов», и, как в любом новом здании учреждения образования, здесь есть условия для посещения его ребятами с ограниченными возможностями.
СПРАВКА:
Около 12 тыс. детей-инвалидов, по данным Пенсионного фонда, проживают в Ростовской области.
Прежде всего, здесь кнопка вызова сотрудника при входе в калитку. Кстати, рядом пиктограмма – ребят с какими ограничениями по здоровью принимают в «Золотом ключике». Заведующая детским садом Инна Холодова рассказала «Молоту», что ведется также видеонаблюдение, так что если кнопка не будет работать по каким-то причинам, то в садике увидят того, кому нужна помощь при входе, и ее окажут.
В здании несколько входов, в два из них есть пандусы. Детей, которые приезжали бы сюда в инвалидных колясках, в садике нет, но мы готовы их принять, говорит заведующая. Для этих будущих воспитанников в здании расширены дверные проемы. То есть, ребенок на коляске без проблем доберется до своей группы. Такие архитектурные условия были заложены в проект уже при строительстве.
На большой территории «Золотого ключика» (а это один гектар) есть то, чего не довелось встретить в других дошкольных учреждения образования – во всяком случае, в таких размерах. Большая часть территории разбита на пешеходные зоны и «улицы» с соответствующими знаками дорожного движения. Одних только знаков самих переходов здесь несколько, и они, как положено при организации доступной среды на дорогах, обведены яркой желтой краской. Ярко-желтые полосы чередуются с белыми на «зебрах» – там, где положено переходить «улицы». Все это помогли организовать в «Золотом ключике» районные власти. «Мы, ведя ребят на прогулку, обязательно идем по этим переходам, соблюдая правила дорожного движения», – рассказывала заведующая, обратив внимание «Молота» на сделанные съезды в бордюрах для инвалидных колясок. Есть в садике и занятия по безопасному движению.
Логопедический кабинент
Пока в садике два ребенка с ограниченными возможностями здоровья – один с нарушением речи (и с ним занимается логопед в специальном кабинете, а также психолог – с согласия родителей), другой – с проблемами опорно-двигательного аппарата, но он передвигается самостоятельно, и находится, как и первый, в общей группе с другими детьми.
И еще одна особенность «Золотого ключика»: здесь – хочешь, не хочешь! – ребенок проходит раннюю профориентацию. Садик-то – окнами в поле, в то самое поле, где работали до недавнего времени комбайны, что вызывало большой интерес у воспитанников. А уж когда комбайнер, заметив этих зрителей, останавливал машину и махал им рукой, восторгу не было предела.